Меня пригласили в качестве супервизора в проект «Первый раз в первый класс» благотворительного фонда помощи семьям, воспитывающим детей с особенностями развития «Искусство быть рядом» в мае 2016.

Инициативная группа родителей объединили усилия для того, чтобы их подросшие дети с РАС пошли первого сентября в школу.

Проект с самого начала был сложным:

3 школы в разных районах Москвы, и довольно большая группа детей (к сентябрю их набралось 18).

Родители вместе со школами провели огромную организационную работу и продолжают делать все возможное и невозможное для того, чтобы проект развивался. Все это было бы невозможно без финансовой поддержки еще двух благотворительных фондов – «Выход» и «Галчонок», которые поддержали проект с самого начала и продолжают частично финансировать его работу.

Предстояла большая работа: найти в каждую школу учителя ресурсного класса, и набрать тьюторов, организовать для них обучение и познакомить их с детьми. Также необходимо было в каждой школе подготовить помещение ресурсного класса: приобрести мебель, оргтехнику, сделать пособия, материалы для занятий и тестирования, обустроить зону отдыха и сенсорной разгрузки. Вначале казалось, что просто дойти до 1 сентября — это половина дела.

Однако, с наступлением первого сентября собственно, и началась основная работа.

Педагоги знакомились с детьми, дети привыкали к педагогам, родители и педагоги налаживали коммуникацию друг с другом и со школьной администрацией.

Особенно интересным в работе в таком большом проекте для меня оказалось разнообразие привычек, правил, наработанных норм сотрудничества и общения в каждой из школ. В ходе подбора специалистов и собеседований в школах, общения с родителями, в каждой школе сложился уникальный коллектив — директора школ выбирали себе кандидатов в ресурсные учителя, а затем вокруг каждого учителя сложилась команда тьюторов.

Самым ценным мне кажется, что все три школы, несмотря на то, что они столь разные, оказались готовы к встрече с нашими учениками и готовы были обеспечить им особые условия, которые кажутся со стороны обычных людей несущественными, но для детей с аутизмом являются ключевыми. Каждый ребенок имеет возможность завтракать и обедать в течение дня в школе, и принести свою еду. Каждый ученик, как бы странно или необычно он себя не вел, может свободно перемещаться по всей территории школы и никогда не получает замечаний или осуждения. Каждый ученик имеет доступ к приятным занятиям и отдыху, сенсорной разгрузке. Необходимые дополнительные специалисты имеют доступ в школу.

Очень интересно отмстить, что каждый из трех учителей ресурсного класса является обученным специалистом в области прикладного анализа поведения, но все трое учились у разных преподавателей, и таким образом они все время учатся друг у друга. Они постоянно на связи и обмениваются между собой материалами, пособиями, идеями.

Отдельно хотелось бы поговорить о тьюторах. В данном проекте каждого ученика сопровождает индивидуальный тьютор. Это одно из главных условий, благодаря которому ресурсная зона является по-настоящему ресурсной. Именно люди, тьюторы, являются главным ресурсом, ведь для ребенка с РАС именно индивидуальное внимание, выстроенное сотрудничество и специально организованный процесс обучения является условием успешного усвоения навыков. Большинство тьюторов, пришедших в проект — это  молодые специалисты и студенты, у которых до начала работы не было опыта взаимодействия с детьми с РАС. Однако, уже с первых дней им пришлось решать довольно сложные задачи, учиться отвечать на неожиданные поведенческие реакции своих учеников. В одном из классов несколько недель не было учителя, и тьюторы самостоятельно вели ежедневное расписание и групповые занятия. При этом, к сожалению, не все пришедшие в проект, при огромном старании и любви к детям, и желании им помогать, могут справиться с поставленными задачами, и приходится заменять специалистов в течение года. Очень грустно бывает расставаться, но в результате в каждом классе формируется эффективный, жизнеспособный коллектив, и каждый из которых, уверена, будет  развиваться, становиться все профессиональнее и таким образом сможет подготовиться к более сложным задачам в обучении детей.

Некоторые программы, цели, задачи обучения актуальны для всех учеников. Например, всем детям очень важно уметь понимать обращенную речь и очень важно научиться вести себя в школе спокойно, без нежелательного поведения. 

Поэтому всегда необходимо включать в обучение тренировку навыков слушателя, а также вести наблюдение за поведением каждого ребенка, чтобы выявить цели нежелательных форм поведения и постараться уменьшить такие дисфункциональные формы поведения, до того, как обучать другим, более сложным умениям. Некоторые ученики имеют длительный опыт занятий с АВА-специалистами и хорошо подготовлены к школьному обучению, а другие только начинают учиться и для них нужно включить в программу базовые навыки.

С другой стороны, в каждом кассе есть свои уникальные задачи, обусловленные индивидуальными особенностями учеников. Для ребенка с двигательными проблемами и нарушениями осанки мы пригласили для помощи в составлении программы и выбора подходящей формы проведения занятия, позы на занятии специалиста по физической терапии. Отдельной проблемой является генерализация умений и зависимость от подсказок. Некоторые дети вообще не показывали никаких своих умений, когда оказались в новой обстановке. Разобраться, что именно ребенок умеет, и как выполняет те или иные действия в некоторых случаях оказалось возможным только приглашая родителей и домашних специалистов для того, чтобы увидеть непосредственно работу с ребенком.

На данном этапе все дети уже привыкли к занятиям в классе. У каждого ребенка намечен маршрут обучения и поставлены конкретные задачи по формированию новых навыков. Актуальной задачей сейчас является установление системы сбора и анализа данных о поведении ребенка в школе и дома на ежедневной основе.

Ближайшей задачей проекта в целом я вижу усиление каждого класса помощником учителя, который мог бы обеспечить своевременную реализацию учебных задач каждого ребенка, отслеживание и корректировку работы тьюторов  на ежедневной основе, контроль своевременного сбора данных.

 

Сударикова Мария,

сертифицированный специалист по прикладному анализу поведения, психолог